По своему мироощущению Владимир Галатенко – типичный романтик, склонный не
столько фиксировать различные состояния природы, сколько преображать и обобщать
их в собственных лирических переживаниях. Его картины, продуманные
сложносоставные – можно условно назвать «видениями». Это своего рода живописный
идеализм, погружающий нас в плавно и почти незаметно для глаза перетекающие
цвета и формы, в световую и тоновую среду, где живут не столько конкретные
предметы и осязаемые тела, сколько их тени. Художник, как правило, не
сосредотачивается на отдельных и малых деталях, он видит общее и целое, видит
среду и объемлющий формы воздух. Органичность подобного подхода не вызывает
сомнений. Зритель вслед за художником настраивается на его музыкальный лад.
Музыку приятно слушать, а не анализировать. Галатенко вполне хватает найденной
в природе и в самом себе гармонии.
Особое место в творчестве Владимира занимает пейзаж. В определённом смысле
можно сказать, что он как художник вышел из пейзажа. Портретируя природу,
остаётся свободным интерпретатором увиденного, сочетающим конкретное и общее,
реально существующее и придуманное. И уже от этих произведений самым
естественным образом прослеживается путь к таким декоративным и почти
абстрактным вещам, где подвижность линий, световых пятен и красок достигает
апогея.
Значительное место в творческой биографии художника занимает книжная графика.
Романтическая дымка естественно присутствует и в иллюстративных сериях
художника. Несмотря на миниатюрные размеры, они производят впечатление
монументальных композиций, способных выдержать большое увеличение и
соответственно быть украшением не только малых форм, но и стен, плафонов и
других архитектурных поверхностей. Не будет преувеличением вывод об
универсальном характере творчества нашего автора, который обращается не только
к привычным станковым видам изобразительного искусства, но и к решению
прикладных – монументальных задач.
Большие и малые холсты, графические листы художника чаще всего населяют образы
«Вечной Женственности». Эротическое начало не столько нивелируется, сколько
смягчается активной ритмикой фрагментарных изображений и общей декоративностью.
В картине «Двое», например, одновременно живут четыре или пять сцен и жанров.
Пейзаж и натюрморт входят в интерьер, а последний, в свою очередь, служит
органичным обрамлением нескольких портретных изображений. Всё условно и
подвижно, как в радостном сновидении, которое утром практически невозможно
пересказать.
В лучших своих вещах Владимир остаётся поэтом цвета и света, романтиком
декоративного склада, погружающим нас в любые сны и миражи свободного
творческого воображения. Не раскладывая его лучшие произведения по аптечному
принципу видов и жанров, техник и материалов, хочется соединить в одной
идеальной экспозиции такие тонкие виртуозные вещи, где жизнеподобное и точно
увиденное не мешает обобщённому и иллюзорному.
Владимир Галатенко – это тонкий музыкант-лирик, свободно владеющий несхожими
изобразительными инструментами, пригодными для исполнения камерных и
симфонических концертов на холсте и бумаге.
Вильям Мейланд,
член Бюро секции критики и искусствознания МСХ,
член Международной Ассоциации искусствоведов (АИС)
|